Природоохранные меры

Первым этапом реализации проекта создания скоростной трассы Москва – Санкт-Петербург стало строительство головного участка дороги (15-58 км). Проект реализуется в рамках Государственно-частного партнерства с Северо-Западной концессионной компанией (СЗКК).

Уникальность этого инфраструктурного проекта для России заключается в изначальном включении мероприятий экологического и компенсационного характера в структуру деятельности как концессионера (СЗКК), так и концедента (госкомпании «Автодор»).

Уже на этапе оптимизации проекта (до начала строительства) «Автодор» и СЗКК выполнили ряд мероприятий, направленных на минимизацию ущерба окружающей среде как во время строительства, так и в течение срока управления трассой.

1.jpg

Примеры природоохранных мероприятий на этапе строительства:

  • Рекультивация территорий, временно занятых во время строительства
  • Запрет на проведение работ в бассейне реки Клязьма в период весенне-летнего нереста
  • Установка временных фильтров для снижения воздействия строительства на качество воды
  • Укрепление русла рек для защиты от ветровой и водной эрозии
  • Сохранение природных фитоценозов на склонах долины реки Клязьмы и ее притоков, для предотвращения увеличения дебита поверхностных стоков на склоне, выхода подземных вод на поверхность и последующей почвенной эрозии
  • Целый ряд мероприятий, направленных на сохранение окружающей среды и компенсацию ущерба, соответствует европейской практике реализации подобных инфраструктурных проектов. При этом впервые в России эти меры заложены в Проект уже на этапе проектирования.

2.jpg

Примеры природоохранных мероприятий, воплощенных на этапе строительства, которые будут действовать на протяжении всего периода эксплуатации:

  • Установка шумозащитных экранов высотой 4-6 м и общей протяженностью свыше 20 км вдоль магистрали и съездов
  • Посадка шумозащитных лесонасаждений на пустошах вдоль населенных зон
  • Очистка ливневых и талых вод с использованием современных технических средств и технологий, исключающих загрязнение поверхностных и грунтовых вод
  • Установка сетчатого ограждения вдоль всей трассы для предотвращения прохода людей и животных и обеспечения безопасности движения
  • Строительство подземных переходов для животных, подходы к которым будут защищены специальными экранами, для того, чтобы воздействие шума и света фар машин на животных было сведено к минимуму
  • Обустройство специальных водопропускных труб на путях миграции земноводных и мелких животных в местах пересечения дороги с водными преградами или в местах понижения
  • Применение современных противо-гололедных материалов при обслуживании дороги в зимний период и проведение контрольных замеров концентрации хлористых соединений в почве, снеге и растительности
  • Внедрение программы экологического мониторинга с применением современных методов автоматизированного и лабораторного контроля
  • Лесовосстановительные мероприятия
  • Реализация компенсационных мер для фауны (устройство гнезд, лизунцов, кормушек и т. д.)
  • Точный экологический мониторинг / контроль с применением современных методов автоматизированного и лабораторного контроля. Призван обеспечит оперативно реагирование на возникновение потенциально опасных для экологической ситуации обстоятельств.
  • Выделение площадок для хранения снега вдоль автомагистрали
  • Открытый и конструктивный диалог со всеми заинтересованными сторонами