Участок автомагистрали Москва – Санкт-Петербург км. 258-км. 334

Заключение независимой общественной экологической экспертизы проекта «Строительство скоростной автомобильной дороги Москва-Санкт-Петербург на участке ( с последующей эксплуатацией на платной основе), 5 этап (уч. км 258-км 334)».

Участок проектируемой скоростной автомагистрали Москва – Санкт-Петербург км. 258-км. 334 проходит по территории Торжокского, Спировского и Вышневолоцкого районов Тверской области, проектные решения которого были основаны на решениях, принятых на стадии обоснования инвестиций.

Стоит отметить, что на вышеуказанной стадии было рассмотрено три варианта прохождения трассы. Для дальнейшего проектирования был выбран вариант №1.

Данный вариант утвержден комиссиями по выбору прохождения трассы всех трех районов, а также получил положительное заключение ГГЭ и был рекомендован к дальнейшей проработке.

Строительство скоростной автомагистрали Москва-Санкт-Петербург по утвержденному варианту трассы, в обход населенных пунктов, позволит значительно уменьшить транспортные потоки по трассе М-10, пропускная способность которой в связи с перегруженностью полностью исчерпана.

При проведении экологической экспертизы особое внимание было уделено состоянию сети особо охраняемых природных территорий. Также, учитывался и климат Тверской области, который в целом умеренно-континентальный, характеризующейся мягкой зимой с частыми оттепелями и метелями, прохладным, влажным летом и избыточным увлажнением грунтов земляного полотна. Основную часть лесной зоны занимают хвойные и смешанные леса. В соответствии с письмом Министерства Природных Ресурсов РФ от 25.05.2009 г. №12-47/6834 трасса проектируемой магистрали не затрагивает особо охраняемых природных территорий федерального значения. В то же время, на основании данных Департамента управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области и по материалам «Обоснования инвестиций» в районе коридора проектируемой автомагистрали на участке км. 258-км. 334 находятся 15 особо охраняемых природных территорий, а также 12 Государственных природных заказников регионального значения и 3 памятника природы, границы которых не утверждены согласно действующему законодательству.

Предварительный анализ уровня фонового загрязнения атмосферного воздуха по всем загрязняющим веществам в Торжокском, Спировском и Вышневолоцком районах Тверской области в зоне проектируемого объекта не превышают требований санитарно-гигиенических норм для атмосферного воздуха населенных мест. При проведении анализа массы выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта и их рассеивания были приняты прогнозные значения по интенсивности транспортного потока, а также сделано допущение, что 100% автотранспортных средств данного транспортного потока относятся к экологическому классу Евро-0. Таким образом, полученные данные характеризуют гипотетический наихудший вариант эксплуатации трассы. В соответствии с выполненными расчетами, размеры санитарно-защитных зон по фактору химического загрязнения атмосферного воздуха предлагается установить в границах проектируемых дорожно-эксплуатационных комплексов, а границы санитарного разрыва предлагается установить совпадающими с границами полосы отвода проектируемой трассы и проектируемых развязок.

При анализе расчета шумовых характеристик проектируемой трассы исходным параметром для расчета эквивалентного уровня звука, создаваемого у нормируемых объектов потоком транспортных средств, являлась шумовая характеристика транспортного потока. Расчет шумовых характеристик транспортных потоков магистралей, оказывающих акустическое воздействие, выполнен в соответствии с расчетной перспективной интенсивностью движения транспорта на период реализации проектных предложений.

Санитарный разрыв от проектируемой скоростной автомобильной дороги по фактору шумового воздействия определяется зоной шумового дискомфорта. Согласно проведенным акустическим расчетам, зона шумового дискомфорта на прямых участках автодороги составляет 520 м от ближайшей полосы движения.

По результатам расчетов определены жилые застройки населенных пунктов, в которых уровень транспортного шума будет превышать требования санитарных норм – Заболотье(270 м.), Рыскино(200 м.), Ильинское (180 м) и Полицкое (470 м).

Для обеспечения требования санитарных норм по уровню шума в этих населенных пунктах проектом предусматривается применение шумозащитных экранов с расчетной высотой от 5 до 6 м. и общей протяженностью более 3 км. После применения шумозащитных мероприятий санитарный разрыв по фактору шума будет находиться на расстоянии менее 100 м., следовательно, не окажет негативного воздействия на нормируемые территории населенных пунктов.

Как показали исследования при строительстве мостов по однопролетной схеме на малых реках и ручьях (а также, когда береговые конуса и промежуточные опоры не затрагивают русел рек и затапливаемой части поймы) прямое негативное воздействие на гидроэкологические условия водотоков, при соблюдении всех необходимых требований отсутствует. При строительстве мостов с устройством промежуточных опор в русле рек или на пойме работы по их строительству проводятся в котлованах под защитой металлического шпунтового ограждения. Грунт из котлованов будет вывозиться за пределы водоохранной зоны.

Природоохранные мероприятия в части охраны поверхностных вод от загрязнения при строительстве переходов через реки и малые водотоки сводятся к минимизации площадей временного отчуждения территории берега, прибрежной полосы водоохранной зоны и акватории при строительных работах, а также предотвращению поступления загрязняющих веществ в речные воды при соблюдении правил рыбоохраны, санитарных и экологических норм.

Для очистки поверхностного стока с полотна проектируемой автомагистрали проектом предусматривается строительство очистных сооружений закрытого типа. Годовой объем поверхностных вод, поступающих на очистку, составляет 70% от общего объема сточных вод.

В материалах проекта представлены санитарно-эпидемиологические заключения, а также протоколы лабораторных исследований работы аналогичных сооружений и схемы отвода воды из очистных сооружений.

В соответствии с проектными решениями, сброс непосредственно в водные объекты, не предусматривается, очищенные стоки сбрасываются на рельеф за пределами водоохранных зон, т.е. в третьем поясе зоны санитарной охраны поверхностных водоисточников.

Воздействия на растительный покров на стадии строительства автодороги начнутся непосредственно с вырубки лесных и кустарниковых насаждений, а также раскорчевки в полосе будущего коридора трассы и на участках под вспомогательные объекты.

В целях охраны лесных ресурсов, а также минимизации наносимого им ущерба, подрядными строительными организациями при производстве работ предусмотрен целый комплекс необходимых мероприятий.

В соответствии с «Реестром требований муниципальных образований Тверской области к прохождению скоростной автомагистрали Москва - Санкт – Петербург» и Управлением охотопользования ДПР и ООС Тверской области на проектируемом участке автомагистрали предусмотрены сооружения (зверопроходы), обеспечивающие миграцию диких животных.

Для пропуска диких животных проектом предусматривается организация в теле автомагистрали зверопроходов на пути постоянной миграции животных. Габариты таких сооружений по высоте - 4,5 м, по ширине - 15,0 м. в том числе, роль переходов для животных будут выполнять запроектированные мосты и путепроводы на крупных логах и водопропускные трубы (предусматриваемые проектом на всех временных водотоках) которые, в свою очередь, являются проходами для земноводных и мелких животных.

Проектом также предусмотрена установка специального ограждения высотой 3 м с обеих сторон автомагистрали, что позволит предотвратить выход животных на дорогу вне участков расположения предусмотренных проходов.

Для осуществления контроля за состоянием и измерением загрязнений основных компонентов окружающей среды, а также выдачи рекомендаций для принятия решений по снижению негативного воздействия планируется проводить работы по экологическому мониторингу.

В представленных на экспертизу материалах подробно рассмотрен весь перечень воздействий предполагаемого строительства на объекты окружающей среды. Все ожидаемые воздействия охарактеризованы с достаточной полнотой и детальностью, предложены природоохранные мероприятия, направленные на минимизацию негативных последствий, а также составлен подробный перечень и выполнены расчеты затрат на реализацию природоохранных мероприятий и компенсационных выплат.

Всего предусмотрено 56 различных природоохранных мероприятий. Мероприятия сформулированы конкретно для каждого вида воздействий.

По результатам рассмотрения представленных материалов экспертная комиссия считает допустимым прогнозируемое в проектной документации воздействие на окружающую среду.

Более подробно ознакомиться с материалами экологической экспертизы можно здесь: Заключение по 5-му этапу МСК-СПБ